Этнический экстремизм и терроризм

Этнический экстремизм и терроризм

Рейтинг
(3 голоса)

Российское государство вплоть до сегодняшнего дня ощущает на себе последствия нелегитимного оформления развала Советского Союза[1]. Последствия развала СССР оказались катастрофическими не только для постсоветского пространства, но создали и массу непросчитанных его инициаторами проблем для всего мира[2]. Возможно, развал Советского Союза и был предопределен. Но катастрофой он стал именно по причине нелегитимного оформления его результатов. Если сверхдержава, один из столпов международного права, может быть ликвидирована вопреки этому международному праву и собственной Конституции, то почему мир не может проглотить ликвидацию Югославии, оккупацию Ирака, вторжение в Афганистан, кровопролитные межэтнические и межклановые войны, полыхающие по всей Тропической Африке, гражданскую войну в Ливии, обладание ядерным оружием державами, чья политическая идеология опасна для соседей, независимость Косово, Южной Осетии, Абхазии и т. д., и т. д.

Рейтинг
(3 голоса)

Конец ХХ — начало XXI века — это период бурного процесса национального возрождения, поисков национальной идентичности многими народами мира, возникновения многочисленных межэтнических конфликтов, активной борьбы в защиту действительно или мнимо нарушенных прав и свобод различных этносов мира. Частым спутником этнонациональных процессов явился подъем этнонационального экстремизма как идеологии и практики использования различными участниками социально-политических отношений, претендующих на роль субъектов межэтнических отношений, крайних мер под лозунгами защиты интересов и прав определенных этносов или этнических групп.

Рейтинг
(0 голоса)

1. Глобализм как угроза этносам, этносы как проблема глобализма.

Современный этнонационализм — явление многогранное. К национализму приводят различные проблемы, с решением которых сталкивается этнос. В условиях Дагестана это, прежде всего, вопросы этнических территорий, кадровые вопросы. Усилившиеся в последние десятилетия глобализационные процессы внесли новые особенности в формирование и проявление этнического национализма. В общем виде эту проблему можно было бы обозначить как проблему взаимоотношений самобытности и глобализации. Смысл ее заключается в том, что глобализация может поставить под угрозу будущее каждого из этносов как народа. Этносы могут раствориться во всемирном потоке. Глобализация — это вызов этносам, особенно малочисленным. В то же время процесс глобализации неизбежен и где-то необходим, так как с его помощью можно будет решать многие проблемы, в частности экономические. Но это только в том случае, если человечеству удастся перейти от неконтролируемой, дикой, подчиненной интересам отдельных могучих держав глобализации к глобализации, учитывающей баланс интересов мировых сообществ, в том числе этнических интересов.

Рейтинг
(0 голоса)

В современных гражданских обществах социальные противоречия и конфликты не только не исчезают, но и исторически качественно видоизменяясь, обретают универсальный, присущий развитым странам характер. Многие из них характерны и для России, ее регионов. Таковыми являются противоречия между государственным управлением и рыночной экономикой, между интенсивно растущими потребностями людей и рациональной экономикой, чреватой экологическими катастрофами, между неслыханным обогащением и обнищанием людей и т.п. И, разумеется, эти и другие противоречия наряду с собственными противоречиями этнических и межконфессиональных конфликтов (территориальные, культурно-языковые, кадровые и т.п. проблемы) становятся немаловажными, хотя и опосредствованными причинами обострения отношений между народами и религиозными общностями. Более того, сами эти универсальные противоречия в гражданских обществах в эпоху глобализации нередко проявляются и как межгосударственные конфликты, непосредственно порождают этнополитические и межконфессиональные столкновения, часто переходящие в международный экстремизм и терроризм.

Рейтинг
(0 голоса)

Экстремизм с главным его орудием террором стал одним из серьезных глобальных проблем современности. Он представляет собой форму радикального отрицания существующих норм и правил в обществе.

Опасность экстремизма в приверженности к крайним взглядам и мерам, стремлении решать проблемы с применением самых радикальных методов, включая все виды насилия и террора. Для современного общества характерно многообразие разновидностей и проявлений этого социального и духовного недуга. В многонациональных обществах весьма распространен экстремизм на этнической основе.

Рейтинг
(0 голоса)

Межнациональная стабильность является важнейшим компонентом национальной безопасности. Межнациональные конфликты, происходившие до сих пор в Республике Казахстан, имели локальный характер и не несли в себе потенциальной угрозы существованию и целостности страны. Последние опросы общественного мнения показывают, что отношения между этносами в стране имеют вполне доброжелательный характер. Безусловно, это заслуга всех народов Казахстана, и особенно его двух наиболее крупных этносов - казахов и русских, от взаимоотношений которых во многом зависит мир в стране. Безусловно и то, что это - результат той национальной политики, которая проводится на государственном уровне.

Преодолеть экстремизм через общественный диалог

09 Ноября 2010 - Феофан, Архиепископ Ставропольский и Владикавказский - Этнический экстремизм и терроризм
Рейтинг
(12 голоса)

За последние годы экстремизм стал одной из угроз для российского общества, Мы встречаемся с различными его проявлениями: от бытовой не­приязни — до террористических актов, от кухонных разговоров до псевдона­учных публикаций. Очень важно понять, что экстремистским действиям предшествует обработка сознания. Ни один человек не рождается с ненави­стью к окружающим. Эта ненависть, неприятие других, не таких, как ты, воспитывается.

Рейтинг
(0 голоса)

Научно-теоретическое исследование проблемы противодействия религиозно-политическому экстремизму в современных условиях остается актуальной задачей. Это подчеркнул в своем Послании Народному Собранию РД Президент РД М.Г. Алиев: «Одним из главных, наиболее ответственных направлений нашей работы остается обеспечение безопасности республики, и прежде всего противодействие религиозному экстремизму и терроризму». В Послании обозначены важнейшие направления работы государственных органов и общественности по осуществлению противодействия религиозно-политическому экстремизму. Значительное место отводится информационно-идеологическому противодействию экстремизму, осуществляемому СМИ, а также участию учебных заведений в качественной и системной форме. Информационно-идеологическая, разъяснительная работа среди населения, проводимая вузовскими обществоведами, также должна стать важной мерой противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму.

Рейтинг
(1 голос)

Национально-этнический экстремизм, по сути, является разновидностью политического экстремизма. Одной из форм национально-этнического экстремизма можно назвать антисемитизм, который заключается во враждебной пропаганде и действиях в отношении представителей еврейской национальности или еврейского народа и их культуры в целом. В Советском Союзе антисемитизм существовал не только на бытовом уровне, государство также осуществляло акции, направленные на воспрепятствование развитию еврейской культуры и принижение национального достоинства лиц указанной национальности. В современных условиях антисемитизм, по прежнему оставаясь на бытовом уровне, стал идеологией и практикой различных (иногда очень заметных) политических сил в обществе, включая экстремистские организации националистического и фашистского толка.

Рейтинг
(2 голоса)

Долгое время в политической науке господствовала так называемая либерально-демократическая концепция политического процесса, игнорировавшая роль этнического фактора в политике. Большинство ученых и политических деятелей руководствовались либеральными принципами абсолютного приоритета прав и свобод личности над правами социальных общностей. Этнические общности назывались умозрительными, воображаемыми, искусственно создаваемыми определенными политическими субъектами понятиями, воспринимались как итог деятельности интеллектуальной элиты, создающей образы этнической солидарности. В соответствии с этой теорией считалось, что в демократическом обществе любой индивид быстро «освободится» от негражданских заблуждений и стереотипов, независимо от расы, пола, этнического, религиозного происхождения постепенно растворится в единой гражданской нации.

Рейтинг
(1 голос)

Проблема противодействия национальному и политическому экстремизму на рубеже XX — XXI веков приобретает особую актуальность и значимость. Экономический кризис, создавший условия социального противостояния: нищета, безработица, безысходность, слабость государственной власти, ее неспособность обеспечить безопасность личности и ее имущества привели к тому, что культ насилия начал стремительно прокладывать себе дорогу. Утрата людьми уверенности в своем настоящем и будущем, распад СССР, разрушение всех идеалов бывшего советского общества, царящая атмосфера насилия и жестокости, культивируемая средствами массовой информации, создали весьма благоприятные условия для роста преступности, а экстремизм приобрел масштабы национального бедствия. Последовавший за этим кризис общества показал, что отношения между различными этническими группами являются одной из самых уязвимых сфер человеческих отношений. Произошло разделение некогда единой братской семьи народов на «своих» и «чужих». Противоречия, которые существуют в любом обществе, у нас вдруг стали оформляться и осознаваться как этнические.

Рейтинг
(0 голоса)

В вопросе о трансформирующем воздействии процессов глобализации наиболее обсуждаемым является противоречивый и неоднозначный характер вызываемых ею последствий, воспринимаемых в большей степени как негативные и деструктивные. Неуверенность в будущем, опасения и тревоги, исходящие от глобализации, постепенно переросли в алармизм.

Рейтинг
(0 голоса)

После распада СССР изменились наши представления о разнообразных явлениях и событиях действительности. В последние годы одной из актуальных проблем современного общества можно считать противостояние экстремизму.

Экстремизм — приверженность к крайним взглядам и радикальным методам достижения своих целей. Экстремисты стремятся к немедленному разрушению существующей государственно-правовой системы и созданию общества на их идеологической основе. Экстремизм проявляется в следующих формах — религиозный, политический, этнический и т.д.

Рейтинг
(0 голоса)

Цель сообщения состоит в том, чтобы выявить некоторые аспекты влияния этнического фактора на общественно-политическую жизнь дагестанского общества в постсоветский период.

В самом начале 1990-х годов после принятия российской Декларации 12 июня 1990 г. идея суверенитета была ощутима на всем пространстве СССР, включая Северный Кавказ. В Северной Осетии, в Кабардино-Балкарии, в Чечено-Ингушетии были приняты решения о создании независимых республик внутри Российской Федерации. Дагестан, вроде бы, оставался тогда в стороне от так называемого «парада суверенитетов». Вместе с тем в русле новых тенденций 17 сентября 1991 г. республика была переименована в Дагестанскую ССР, а 17 декабря 1991 г. — в Республику Дагестан. 31 марта 1992 г. РД, наряду с другими субъектами Федерации, подписала Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти суверенных республик в составе РФ.

Рейтинг
(0 голоса)

В докладе представляется необходимым не только дать чисто этнологическую информацию, но и попытаться ответить на те стереотипные претензии, которые предъявляются к дагестанцам в региональной прессе и общественном мнении.

Из всех дагестанских народов в Ставропольском крае наиболее весомо представлены даргинцы — 11,7 %. Главным фактором миграции в Дагестане была скрытая безработица. Ставропольские даргинцы — в основном сельское население. Будучи до сих пор занятыми преимущественно в овцеводстве, многие даргинцы в статистических справках фигурируют как проживающие в селах, но фактически они живут на «чабанских точках». Трудовая миграция имела позитивный демографический эффект, поскольку она обеспечивала прирост населения, так как у господствующего славянского населения края наиболее низкие коэффициенты рождаемости. Этот процесс в какой-то степени позволил сохранить определенную часть сельских поселений. Положительным аспектом даргинской миграции был экономический. Можно сказать, что ставропольское овцеводство было спасено чабанами-даргинцами.

Рейтинг
(0 голоса)

В последние годы в связи с трансформацией современного общества возникли новые противоречия в мире, связанные нестабильностью межэтнических, политических и конфессиональных отношений, которые явились результатом революционного слома всей существующей общественной системы. Эти противоречия способствовали созданию условий для возникновения и функционирования такого общественно-политического явления, как экстремизм. Основой его возникновения послужила деятельность общественных организаций, сформировавшихся в период этнического нигилизма, агрессивной этноантипатии и этнических конфликтов.

Рейтинг
(1 голос)

Следствием этнополитических и этноконфессиональных трансформаций на Юге России стал рост этнического сепаратизма, национализма, религиозно-политического радикализма и экстремизма. Отметим, что этноконфессиональная ситуация в регионе зависит от влияния внутренних и внешних трансформационных процессов и от ее стабильности напрямую зависит не только региональная, но и национальная и глобальная безопасность. Трансформационные процессы в России связаны с более глубокими проблемами развития и модернизации как постсоветского пространства, так и международного социума.

Рейтинг
(0 голоса)

Начавшиеся в России, в том числе в нашей республике, около 20  лет назад коренные преобразования предоставили ее гражданам широкие возможности по реализации политических прав и свобод. Дагестан как многонациональная республика была открыта для восприятия диктуемых жизнью новых веяний. Однако особенностью общественно-политической ситуации того периода стала и реальная угроза возникновения ультранационалистических и других, экстремистски настроенных организаций.

Рейтинг
(0 голоса)

Специалистам хорошо известно, что этнический экстремизм обостряется в периоды социально-экономической нестабильности, которая сопровождается социальной дифференциацией граждан, ожесточенной борьбой за власть, преступностью, отсутствием надежных механизмов правовой защиты населения. Перечисленные факторы способствуют нарастанию попыток разрешения возникающих общественных проблем силовым путем со стороны оппозиционно настроенных к власти этнических общностей. Именно по этому поводу говорил Вольфрам Вейднер: «Националисты не могут быть довольны до тех пор, пока не найдут кого-нибудь, кто их обидит».Наиболее радикальные настроения на этнической основе чаще всего возникают среди молодежи, не имеющей устоявшихся мировоззренческих ориентиров.

Рейтинг
(0 голоса)

Исторически Российское государство и общество формировалось как полиэтничная суперсистема, возникшая на пересечении западных и восточных цивилизационных социокультурных форм. Следовательно, закономерно предположить, что проблемы в межэтнических взаимодействиях существовали всегда, с тех пор, когда возникла социальная организация человечества. Примером тому могут и сегодня служить весьма непростые отношения между славянскими этносами юга России и северокавказскими и азиатскими народами.

В настоящее время Южный федеральный округ РФ является одним из наиболее полиэтничных округов, так как в его территориальный состав вошли все северокавказские республики, числившиеся ранее на правах автономий в составе РСФСР.