Национализм, национальный экстремизм

Национализм, национальный экстремизм

Рейтинг
(1 голос)

Успешное продвижение общества по пути прогресса предполагает укрепление единства, дружбы и братства народов, установление между ними отношений, основанных на межнациональном мире и общественном согласии. Это тем более важно для такого полиэтнического государства, как Российская Федерация, где этнонациональные процессы на современном этапе необычайно интенсифицировались.

Рейтинг
(17 голоса)

Для Российского государства, исторически сложившегося как многонациональное и многоконфессиональное государство, особую опасность несут национальный экстремизм, ксенофобия, этнический негативизм и другие формы проявления экстремизма. Они вносят раскол в российское общество и нарушают межнациональное и гражданское согласие.

Рейтинг
(2 голоса)

В последние годы мы наблюдаем бурное развитие и усиление этнического самосознания граждан Российской Федерации. В целом этот процесс носит позитивный характер и в значительной степени связан с попытками преодоления различного рода искажений в сфере национальной политики, которые были допущены в прошлые десятилетия.

Рейтинг
(2 голоса)

В период перестройки (в конце 80-х — начале 90-х г.) получили свое развитие кризисные явления в межнациональных отношениях в разных регионах бывшего СССР, в частности в Прибалтике, Нагорном Карабахе, Узбекистане, Грузии, Северном Кавказе и т.д. В основном они были порождены накопившимися на протяжении длительного времени нерешенными проблемами в политической и социально-экономической жизни, в области культуры, языка, в кадровой политике, экономике, патриотическом и интернациональном воспитании и т.д. Практически эти проблемы особенно выявились в условиях демократизации общества и гласности.

Рейтинг
(3 голоса)

Национализм как социальное и политическое явление имеет сегодня весьма распространенные формы и типы. Однако теоретический анализ его сущности, видовых отличий, компаративных характеристик, тенденций развития в российском обществе в целях нациестроительства, возможностей перехода в формы крайнего национализма и эктремизма в настоящее время еще не получил достаточного освещения в социально-гуманитарной сфере научного исследования. Зачастую происходит смешение понятий «национализм», «фашизм» и «расизм», а также типов национализма, имеющих первопричиной либо культурно-этнические, либо политические основания.

Рейтинг
(1 голос)

Вопросы национальных отношений в условиях этнического многообразия Дагестана всегда занимали особое место в нашей жизни. Поэтому вполне объясним и интерес дагестанских ученых к национальной проблематике.

На мой взгляд, многие, занимающиеся национальным вопросом в республике и за ее пределами, излишне драматизируют характер и особенности отношений между нашими народами. Представляется, что сегодня в республике проблемы национализма дагестанских этносов и экстремизма на национальной почве нет, как не было его и никогда в прошлом. Когда говорят или пишут о национализме в Дагестане, чаще всего наблюдаются попытки механически перенести процессы и тенденции, имеющие место в современном мире, на полиэтничную общность, сформировавшуюся в совершенно особых условиях, имеющую свою особую историю и особые качественные характеристики. Безусловно, идеология национализма наряду с идеологией религиозного фундаментализма будут во многом предопределять лицо двадцать первого века. Но термином «национализм» нельзя разбрасываться, нельзя считать проявлением этнического экстремизма любые конфликтные ситуации, возникающие между этносами или представителями различных этносов.

Рейтинг
(0 голоса)

Национализм — это прежде всего политика, а главный вопрос политики — вопрос о власти. Поскольку власть в современном мире главным образом заключается в контроле над государством, то возникает необходимость ответить, почему именно национализм оказался столь пригодным «инструментом» для завоевания, удерживания и использования государственной власти, почему в условиях глобализации и европейской интеграции, целенаправленного формирования наднациональных институтов управления он по-прежнему остается столь влиятельной политической силой.

Рейтинг
(0 голоса)

Проблема межнациональных, межэтнических отношений существовала во все времена,но в наше время в условиях всеобщей глобализации, с одной стороны, и становления гражданского общества в России, с другой стороны, эта проблема приобрела особенности, обусловленные как историческим прошлым нашего государства, так и настоящим. Наш народ оказался не готовым к демократическим преобразованиям. Отдельные граждане, в том числе некоторые представители малочисленных народов, восприняли свободу как вольницу для осуществления своих корыстных или узконационалистических целей. Трудно не согласиться с мнением известного политического деятеля, признанного ученого и специалиста по вопросам национальных отношений Р.Г. Абдулатипова: «Казалось бы народу, пострадавшему от фашизма и репрессий, должно быть в принципе противно насилие, диктатура, массовые убийства, в особенности на национальной почве. Но что мы сегодня наблюдаем? Долгожданная свобода используется для разжигания национализма, нацизма, фашизма, для насилия, убийств и преследования других» [1].

Рейтинг
(0 голоса)

Идентификация этноса в дискурсе национализма выражается, как правило, в формах этнического национализма. Несмотря на увеличивающиеся миграционные потоки, этнический национализм сегодня обладает устойчивой сущностью и практически не исчезает с мировой политической арены. Американский ученый Дж. Мюллер, отмечая готовность «последних» иммигрантов в США воспринять традиции и ценности своей новой родины, утверждает, что «у тех людей, кто живет на земле предков, обосновавшихся там несколько поколений либо даже столетий тому назад, политическое самоопределение зачастую совпадает с этническим. В результате этнические общины начинают претендовать на собственную государственность»1 .

Рейтинг
(1 голос)

Прогресс любой нации, включая материальный прогресс, основан на приоритете нравственно-духовных ценностей. Духовные ценности являются фактором, определяющим будущее цивилизации. Эти слова являются для нас дагестанцев и для всех россиян символом обновления и залогом процветания Дагестана и всей России.

Важно помнить: чтобы сформировать духовные, нравственные, моральные нормы поведения у наших школьников и студенческой молодежи, общечеловеческие ценности и положительные черты характера, благодаря чему они всегда смогут противопоставить национализму и экстремизму — интернационализм и гуманизм, рядом должны быть мы, взрослые, которые бы подошли к решению данной проблемы со всей серьезностью и ответственностью. Молодое поколение должно видеть проявление лучших черт, этических ценностей в повседневном общении с учителями, преподавателями, религиозными и общественными деятелями, видеть в нас личностей — носителей высоких нравственных, духовных принципов.

Рейтинг
(1 голос)

Происходящие в мире этнические конфликты недвусмысленно показы­вают, какие серьезные опасности несет с собой национализм: усиление угро­зы гражданской или межнациональной войны, экономическую неэффектив­ность, нарушение нормального функционирования демократических инсти­тутов. И, тем не менее, эта политика целенаправленно использовалась и про­должает использоваться определенными политическими силами во многих посткоммунистических странах. Представляется, что происходит это по це­лому ряду причин.

Рейтинг
(0 голоса)

В научной литературе, посвященной межнациональным отношениям в дагестанском обществе, преобладает точка зрения, которую наиболее последовательно изложил Раджабов У.А. Согласно ее: «Есть проблемы культурные, языковые, психологические, наконец, есть вопросы, связанные с типическим для данного народа восприятием жизни и форм общности, особенности бытия. Но социальные, территориальные, экономические, иногда и политические вопросы не являются национальными» [6. С. 6] .