Понятие и сущность экстремизма и терроризма

Понятие и сущность экстремизма и терроризма

Рейтинг
(12 голоса)

Разработка эффективной и всеобъемлющей системы государственно-политических мер профилактики и противодействия экстремизму требует выработки достаточно корректного и глубокого общего определения экстремизма, рассматриваемого именно с государственно-политической точки зрения.

Однако некоторые исследователи, например С.А. Эфиров [1], полагают, что не следует стремиться к выработке общего определение терроризма и экстремизма, и можно ограничиться лишь некоторыми важнейшими признаками, достаточно полно их характеризующими.

К таким признакам (применительно к терроризму) сам С.А. Эфиров относит:

Рейтинг
(32 голоса)

Наступил XXI век, который с точки зрения массовой психологии можно обозначить как эру терроризма. В переводе с латинского слово «terror» — это страх, ужас. Основная цель террористов состоит в том, чтобы вызвать состояние ужаса не только у своих жертв-заложников, но и у всех остальных людей, ибо люди в большинстве стран отвыкли от политического насилия и боятся его.

Поэтому сегодня самые ходовые и эффективные методы террора — насилие не в отношении представителей власти, а против мирных, беззащитных и, что крайне важно, не имеющих отношения к «адресату» террора людей, с обязательной демонстрацией катастрофических результатов террора, как это было в Америке при взрыве зданий торгового центра в сентябре 2001 г.

Рейтинг
(0 голоса)

События 11 сентября 2001 года заставляют еще раз заглянуть в то универсальное зеркало, которым является история. Они, конечно, не изменили прошлое - они изменили нас. Для историка существует опасность модернизировать события прошлого и привнести в свой анализ оценки, свойственные времени, в котором он живет и пишет; иными словами, пойти на уступки политической конъюнктуре. Сразу заметим, что при определенной типологической схожести революционного терроризма XIX - начала ХХ веков с терроризмом наших дней у них, по нашему мнению, больше отличного, нежели общего. И актуальность изучения истории терроризма, как нам представляется, определяется, прежде всего, научными, нежели политическими причинами. В то же время, современные события неизбежно изменяют историческую перспективу и заставляют историка скорректировать некоторые оценки.

Рейтинг
(2 голоса)

Террор и насилие – по смыслу эти слова стоят очень близко друг к другу. В истории многих стран бывали периоды, когда насилие переполняло общество и начинало определять его бытие. В годы гражданской войны в России противоборствующими сторонами на уровне государственной политики был объявлен террор по отношению к противникам, а страну захлестнула волна насилия. Эта составляющая гражданской войны всегда была и остается одной из центральных тем для исследования. Только в последние годы появились монографии и диссертации В.Д. Дзидзоева, А.Л. Литвина, Г.Н. Петрова, А.М. Рыбакова[1]. Историков интересует прежде всего вопрос о том, кто первый начал террор, кто в большей степени несет за него ответственность, какая из сторон проводила его более масштабно и организовано.

Рейтинг
(1 голос)

Как известно, термин экстремизм(от латинского extremus – крайний) можно определить как приверженность к крайним взглядам и действиям, радикально отрицающих существующие в обществе нормы и правила. Некоторые политологи под экстремизмом понимают выражение вражды и ненависти по отношению к другим нациям, расам, религиям, классам.

Сущность экстремизма заключается в нагнетании страха и ужаса любыми путями, в первую очередь – используя насилие (физическое и/или психическое), для достижения конкретных целей отдельных лиц, организаций, кланов, движений, партий, государств.

В современных условиях причины распространения экстремизма на Северном Кавказе связаны главным образом с переходным периодом в развитии российского общества.

Рейтинг
(1 голос)

Терроризм, практикуемый одиночками или группировками, есть, конечно, страшное преступление. По сравнению с терроризмом, практикуемым государствами, это детский лепет. Но, видимо, у средств массовой информации нет слов для описания государственного терроризма.

Сегодня мир разделяется на два враждующих лагеря - "своих" и "ислам". Именно так читаются сигналы, подаваемые правительствами западных стран, которые, как известно, никогда не ошибаются, а также их прессой, радио и телевидением. "Ислам" пишем - "террористы" в уме.

Рейтинг
(0 голоса)

С античности человечество волнуют проблемы формирования ценностного пространства моральных и нравственных устоев общества. Моральные нормы могут быть интерпретированы и конструктивно, и деструктивно, как это делают идеологи экстремизма.

Экстремизм ориентирован на достижение частных целей за счет захвата заложников либо угрозы физического уничтожения значительного количества невинных людей, которые не являются заложниками в прямом смысле слова, однако потенциально могут стать таковыми. Мотивами экстремистов могут быть религиозные догмы, революционные идеи, психиатрические проблемы и т.п. В современном обществе к экстремизму можно отнести не только вооруженные нападения и захваты заложников, но и другие, более мягкие его проявления: экономический, политический, идеологический, духовный и психологический экстремизм.

Рейтинг
(2 голоса)

Понятию «экстремизм» ПАСЕ дала определение в 2003 году. Согласно этому определению, экстремизм — это такая форма политической деятельности, которая прямо или косвенно отвергает принципы парламентской демократии. В России юридическое определение того, какие действия считаются экстремистскими, приводится в статье 1 Федерального Закона №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». В юридической трактовке экстремистских действий отсутствуют некоторые, на наш взгляд, существенные основания и формы современного экстремизма, имеющего системный характер.

Рейтинг
(0 голоса)

Несколько критических замечаний по статье Джона Пилджера «Тони Блэр – эхо Муссолини».

Хотя ваш слуга и относит себя к представителям «левого» лагеря и придерживается антиглобалистских, где-то даже марксистских взглядов, все же должен не согласиться с некоторыми из как бы «антиглобалистских» позиций данной статьи (и правое дело порой можно защищать плохо и непрофессионально).

Рейтинг
(0 голоса)

В самом распространенном и общем понимании термин экстремизм, следуя дословному переводу (от латинского extremus — крайний), можно определить как «приверженность к крайним взглядам и действиям, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила» Несмотря на кажущуюся четкость и очевидную простоту содержания определения экстремизма, в политологическом дискурсе присутствует разное понимание данного явления. При этом важно отметить, что отсутствие единообразной позиции в определении экстремизма характерно, практически, для всего мирового экспертного сообщества. Со значительной долей условности экспертную среду можно поделить, исходя из критерия их оценки и подхода в понимании и определении такого сложного явления, как экстремизм, на две группы — «консерваторы» и «либералы».

Рейтинг
(1 голос)

Глобальная опасность, наиболее резонансный вид преступлений, «новая чума» — это все про экстремизм. У любого неспециалиста невольно возникает ряд вопросов: что это? Почему это так серьезно? И, наконец, откуда это все взялось? В многочисленных публикациях и нормативных актах даны разнообразные характеристики и определения этого явления. Не оспаривая имеющиеся точки зрения, предложим свое видение  и постараемся ответить на вопрос: почему при том, что преступления экстремистской направленности составили в 2007 году всего 0,006% (А.И.Долгова, 2008) от числа всех совершенных преступлений в нашей стране, мы считаем, что они представляют серьезную угрозу всем государственным институтам.

Все авторы, пишущие и говорящие об экстремизме, едины в том, что это крайность (экстремальность) в оценках и действиях личности (группы). Далее, в зависимости от широты научных и практических интересов автора, в понятие экстремизма, через запятую, включаются и все формы и проявления  радикализма и, конечно — терроризм (В.А.Бурковская, 2007). На наш взгляд, это малопродуктивно.

Рейтинг
(0 голоса)

Мы публикуем авторизованную расшифровку публичной лекции известнейшего российского интеллектуала, культуролога и киноведа Даниила Дондурея, прочитанную 7 октября в клубе – литературном кафе Bilingua в рамках проекта «Публичные лекции Полит.ру».

Диниил Дондурей: Я собираюсь сегодня изложить некоторые свои взгляды на проблему террора, поскольку ряд чувствительных аспектов этой многомерной тематической области оказались вне анализа. Это неправильно и даже весьма опасно. Речь идет о смыслопорождающем пространстве, находящемся между понятиями «террор», «телевидение», «профессиональная интеллиг енция» и «зрители».

Рейтинг
(0 голоса)

Терроризм - это форма войны, и притом очень эффективная ее форма. Далеко не каждый удар врага можно отбить без особых потерь. Существуют поражения, вызванные грубыми ошибками одной из сторон. Но гораздо чаще к поражению приводит тонкая и неочевидная "игра" противника, который сумел накопить силы, найти слабое место в обороне, нанести внезапный удар, захватить инициативу. Перефразируя морское торговое право: "поражение вследствие непреодолимой силы врага и неизбежных на войне случайностей".

Рейтинг
(0 голоса)

Сама идея мусульманского террора родилась в Иране в XII в. Тогда политических целей с помощью дерзких убийств стали добиваться лидеры исмаилитов. Крестоносцы звали их ассасинами.

И все же современный террор в этом регионе, сегодня расползающийся по миру, был вызван иными причинами. Разгром союзных армий арабских стран в войне 1973 г. подвел итог попыткам остановить израильскую экспансию в регионе. Но напрасно лидеры еврейского государства перевели дух. Утихомирить бурлящий Ближний Восток военной силой и волей было невозможно. Лидеры арабских стран, ратовавшие за войну, проиграли. C начала 70-х чисто военные акции, диверсионные вылазки переродились в массовый террор. А чего было ждать в регионе с тысячелетней традицией культа мученичества за веру? Логичный итог военного поражения. Террор - оружие слабого.

Рейтинг
(1 голос)

Проблемы терроризма и фашизма, реакция общества и церкви, главные события недели — всему этому и многому другому посвящен очередной выпуск передачи «О главном», совместного проекта радиостанции «Голос России» и Радио «Радонеж».

Ведущие программы — председатель синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин и председатель радиокомпании «Голос России» Андрей Быстрицкий.