Профилактика и противодействие экстремизму

Профилактика и противодействие экстремизму

Рейтинг
(1 голос)

В настоящее время экстремизм стал устойчивым явлением в современной политической жизни. Наблюдается эскалация деятельности экстремистски настроенных лиц, групп и организаций. В своих различных проявлениях экстремизм все больше угрожает безопасности многих стран и их граждан, влечет за собой огромные политические, экономические и моральные потери, оказывает сильное психологическое давление на большие массы людей.

К факторам, порождающим экстремизм в современном обществе, можно отнести бесконечные социально-экономические кризисы, приводящие к снижению уровня жизни значительной части населения, ухудшению социальной перспективы, росту антисоциальных проявлений, страху перед будущим. Нарастает чувство ущемления законных прав и интересов этнических и конфессиональных общностей, а также политических амбиций их лидеров.

Рейтинг
(0 голоса)

Толерантность как сложное личностное качество не является врожденным, оно может и должно воспитываться. В современных условиях глобализации, роста межкультурных взаимодействий, с одной стороны, и сохраняющейся социальной напряженности в обществе, продолжающихся межэтнических конфликтов, роста национального экстремизма, с другой, формирование толерантной личности становится социальным заказом общества системе образования. Взаимная нетерпимость, озлобленность, жестокость, насилие и агрессивность все чаще проявляются в обществе и распространяются среди молодежи, которая в силу своих возрастных особенностей становится благодатной средой для взращивания экстремистских идей. Экстремизм — это одна из тех опасностей, которые все более и более угрожающе встают перед человечеством. И сегодня очевидно, что «необходимой основой развивающихся процессов демократизации и интеграции, сокращения сфер человеческой деструктивности, насилия и нетерпимости» должна стать толерантность [1, с. 4]. Формирование установок толерантного сознания и поведения имеет особую актуальность в условиях поликультурного и поликонфессионального региона, каковым является Республика Дагестан.

Рейтинг
(1 голос)

В целях дальнейшего совершенствования и гармонизации государственных, национальных, конфессиональных отношений в российском, северокавказском обществе, повышения уровня этноконфессиональной толерантности, позитивного развития межнациональных, меж- и внутриконфессиональных отношений в Северо-Кавказском регионе мы констатируем:

— важность и целесообразность разработки основ комплексной Концепции государственной национальной политики  Российской Федерации на Северном Кавказе, которая должна учитывать специфику развития народов, духовно-созидательный потенциал таких религий, как христианство, ислам, иудаизм и буддизм и многонациональной общности народов Северного Кавказа.

Рейтинг
(0 голоса)

После распада СССР произошло резкое обострение межэтнических отношений, которые в ряде регионов приняли характер затяжных кровопролитных конфликтов. Проявления экстремизма наблюдались  в Татарстане, Башкортостане, Республике Тыва и многих других регионах. Получив в наследство от Российской Империи и Советского государства комплекс проблем из-за недальновидной национальной политики, Северо-Кавказский регион буквально взорвался от нерешенных межэтнических и территориальных проблем. На этом фоне ситуация в Самарской области характеризовалась как умеренно стабильная. Действительно, о каком этническом экстремизме можно говорить, когда речь заходит о такой российской «глубинке», как Самарская губерния? Ведь в самом центре Поволжья испокон веков бок о бок проживали и мирно сосуществовали представители 135 этносов и этнических групп.

Рейтинг
(1 голос)

Феномен «ренессанса этничности», вызванный глобализацией социальных отношений в конце ХХ века, все чаще проявляется в многосоставных странах в форме этнополитического экстремизма. Мы полагаем, что в основе идеологических, политических и правовых мер противодействия этнополитическому экстремизму должен лежать принцип равноправия всех народов. Аргументация этого тезиса включает в себя два аспекта: а) выявление роли принципа равноправия народов на идейном, правовом и политическом уровне как необходимого условия конструктивного межнационального диалога, толерантности и согласия; б) демонстрация роли отрицания равноправия народов в политической практике как фактора, провоцирующего этнополитический экстремизм.

Рейтинг
(1 голос)

Этнические противоречия легализовались уже в последние годы существования СССР. Многие ученые, политические деятели, работники органов государственной власти утверждали, что в России при социализме проблем национальных противоречий не было. С этим трудно согласиться: они были, но законы и политический курс КПСС не допускали открытых высказываний и проявлений недовольства национальной политикой. В 1989 году, судя по данным ВЦИОМ (рук. Ю. Левада), признаки открытой ксенофобии обнаруживались примерно у 20% населения СССР, агрессивной этнофобии — и того меньше (около 6 — 12%, в зависимости от региона). Уже в 1990 году показатели выросли до 35 — 40%, а в зонах этнических конфликтов охватывали почти все население1. Активизация ксенофобии наблюдалось в 1992 — 1996 годы, хотя и были промежутки относительно стабильного состояния. Активизация ксенофобии приходится на период экономического кризиса 1998 года и особенно после серии террористических актов в городах России и начала «второй чеченской войны». О начале роста ксенофобии свидетельствовали открытые выступления и высказывания в адрес чеченцев. После 2000 года объектами ксенофобии стали и другие этнические группы. С этого времени примерно 2/3 респондентов, опрошенных социологами ВЦИОМ, демонстрировали различные формы неприязни к представителям других национальностей2.

Рейтинг
(0 голоса)

Процесс религиозного возрождения является одной из наиболее важных глобальных тенденций общественного развития мусульманских стран в конце XX — начале XXI веков. В современных условиях возрастает роль ислама как глобального политического фактора, и особое место в этом процессе занимает радикальная суннитская идеология, проявляющаяся в процессе исламского возрождения в ряде мусульманских стран и регионов. Специфический опыт религиозно-политической экстремистской интерпретации идейных доктрин ислама, его неоднозначное идеологическое и духовное влияние на мусульманский мир, политическое воздействие на ситуацию в различных, нередко немусульманских странах и регионах, особая роль в международных отношениях в целом представляет собой уникальное явление. Мощный политический потенциал религиозно-политического экстремизма, который оказывает непосредственное воздействие на религиозно-правовые институты соответствующих стран и регионов, практикует миссионерский экспансионизм, приобретающий все более агрессивный характер. Размах этого процесса и вовлеченность в него различных государств и народов делают современный религиозно-политический экстремизм влиятельным субъектом не только региональной, но и мировой политики.

Рейтинг
(1 голос)

Общеизвестно, что произошедшее в ходе государственного реформирования становление новых жизненных реалий, коренной поворот в системе общественного жизнеустройства обусловили смену духовных ориентиров, утвердили иные нравственные установки и ценности.

Особая сложность данного процесса заключается в двойственности: с одной стороны, выдвижении ценностных мотивов рыночной стихии, с другой — активизации национальных традиционных духовных, в том числе — религиозных основ.

Принятие новой экономической модели развития государства, форм собственности и социальных ориентиров обусловили выдвижение базовых духовных ценностей, принципиально отличных от идеологии советского периода. И нельзя не отметить, что эта смена мировоззренческого базиса, явилась одним из самых стрессовых и дестабилизирующих факторов в жизни граждан России.  Разрушение сложившейся в советский период идеологической платформы при отсутствии новой — единой для всего общества — явилось существенной причиной кризиса духовной сферы.

Рейтинг
(0 голоса)

Вопросы культуры межнационального общения приобрели в последнее время особую остроту в связи с возникновением политических, социально-экономических проблем. Существование подобных проблем не может не усугубляться набором социальных причин, таких, как безработица, состояние экономики, низкий уровень жизни народа [1].

Действенным путем выхода из сложившейся ситуации является систематическая целенаправленная работа по формированию культуры межнационального общения. Эффективность такой работы возрастает на раннем этапе формирования культуры межнационального общения; нацеленности на активное усвоение соответствующих разделов содержания образования по предметам гуманитарного цикла; проведении специальных факультативных занятий в сочетании с межпредметными связями.

Рейтинг
(0 голоса)

В последнее время учеными и исследователями много внимания уделяется анализу причин и факторов, генерирующих межэтническую напряженность и межэтнические конфликты на территории республик постсоветского пространства. Специалисты разных уровней и сфер также проводят регулярные мониторинги и социологические исследования, уделяя особое внимание южному региону, где уровень конфликтогенности особенно высок. Однако, несмотря на богатый накопленный теоретический опыт в области конфликтологии, ее практическая сторона, касающаяся урегулирования межэтнических, межконфессиональных и внутриконфессиональных конфликтов на Северном Кавказе, сегодня по-прежнему остается одной из наисложнейших задач.

Рейтинг
(0 голоса)

Говоря о современном «исламском» терроризме и его угрозе, необходимо подчеркнуть, что основной и непосредственной причиной развития терроризма в регионе следует считать распад социалистической системы и развал Советского Союза. В результате распада СССР с предшествовавшим ему банкротством идей социализма во многих государствах Ближнего и Среднего Востока (Египет, Ирак, Сирия, Ливия, Афганистан и др.), идеологический вакуум там, а затем и в мусульманских регионах России быстро стал заполняться исламом. Последний предстает прежде всего в своей самой воинствующей форме — форме радикального ваххабизма, требующего с помощью «священной войны» вернуть мусульманский мир к халифату. Фиксируя активизацию ислама на мусульманском Востоке и в России, эксперты отмечают, что ислам, которому присуще враждебное отношение к либеральным ценностям и который может привести только к тирании и обнищанию, стремится заполнить вакуум, образовавшийся после коллапса коммунизма.

Рейтинг
(0 голоса)

Деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и структур гражданского общества по профилактике этнического и религиозного экстремизма в настоящее время чрезвычайно актуальна для всех субъектов Российской Федерации, в первую очередь — для находящихся в Южном федеральном округе. Факты преступлений на почве этнической и религиозной ненависти, разжигание национальной вражды не являются неизбежными, они могут и должны профилактироваться. Работа по профилактике экстремизма приносит результат только в случае, если она осуществляется системно и профессионально. Важным элементом повышения эффективности такой деятельности является обмен опытом между субъектами РФ и распространение лучших практик профилактики экстремизма.

Рейтинг
(0 голоса)

Основные принципы государственно-конфессиональной политики Республики Дагестан изложены в Конституции Республики Дагестан (1994 г.). Они совпадают по смыслу с принципами Конституции РФ (1993 г.). Многие положения Закона РД «О свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях» (1997 г.) также по смыслу совпадают с положениями ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.). Во время вооруженного нападения на Дагестан международных вооруженных бандформирований со стороны Чечни в 1999 г. был принят специальный закон РД «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан».

Рейтинг
(0 голоса)

В постсоветской России бизнес-сообщества стали привычным явлением, а их роль в развитии социума постоянно возрастает. Бизнес-сообщества как активная часть граждан России наиболее болезненно реагируют на радикальные социальные действия. Особенно пагубно на бизнес действуют национализм, экстремизм, терроризм, поэтому бизнес-сообщества могут и должны противостоять экстремизму, но это становится возможным, если бизнес носит законный характер, а его отношения с государством находятся в строгом соответствии с декларируемыми нормами.

Рейтинг
(0 голоса)

Проблема формирования общенациональной, консолидирующей идеи на современном этапе развития многонационального Российского государства представляется приоритетной в рамках национальной политики государства в сфере противодействия различным формам проявления национального (этнического) экстремизма.

Проблема поиска общенациональной идеи в многонациональных государствах в последнее время приобретает все более актуальный характер, и это касается не только российского общества, но и территорий государств — бывших республик СССР. Возникновение указанной проблемы неизменно связано с переходным этапом развития государственности, который начался при распаде Советского Союза. При этом отдельные государства достаточно быстро справились с проблемой поиска общенациональной идеи либо путем введения элементов монархической государственности и безоговорочного подчинения главе государства (Туркмения, Азербайджан), либо ориентированием государств на западную идеологию (прибалтийские государства). Однако преобладающее большинство государств — членов СНГ не могут констатировать наличие четких идеологических основ государственности. Наиболее оптимальным выходом в подобной ситуации является закрепление идеологического плюрализма, что и реализуется конституционно в большинстве государств. В текст Конституции РФ 1993 года включена норма об идеологическом плюрализме, что фактически выводит государство из активной деятельности в сфере идеологии.

Рейтинг
(0 голоса)

Современный мир характеризуется увеличением количества конфликтов, ростом экстремизма, и прежде всего таким его крайним проявлением, как терроризм. Механизмы, противодействующие новым вызовам современности, демонстрируют свою неполную адекватность. Государства вынуждены искать новые подходы к решению актуальных задач. Одним из таких вариантов было создание «Группы семи» — неформального клуба наиболее развитых промышленных государств мира.

Рейтинг
(0 голоса)

Противодействие религиозно-политическому экстремизму является важной, но чрезвычайно сложной и многогранной проблемой, занимающей значительное место в работе органов исполнительной власти регионов Южного федерального округа, и в том числе Карачаево-Черкесской Республики.

С одной стороны сделано действительно много. На основании Федерального Закона Российской Федерации «О противодействии экстремистской деятельности» выработан целый комплекс профилактических мер. Налажено тесное сотрудничество республиканских, федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций и религиозных объединений. О серьезности отношения к этой проблеме говорит тот факт, что Президент Карачаево-Черкесской Республики непосредственно руководит Антитеррористической комиссией КЧР, органом, осуществляющим координацию всей работы по противодействию экстремизму и терроризму. Можно много и долго говорить о проделанной государственными и правоохранительными органами работе. Благодаря профилактической работе в общественном сознании выработано устойчиво негативное отношение к деятельности экстремистов. В результате силовых операций уничтожаются бандформирования, террористические группы и отдельные боевики. Однако представляется необходимым заострить внимание на проблемах, которые сегодня, возможно, находятся в латентном состоянии, но завтра могут стать причиной серьезного обострения общественно-политической ситуации в регионе.

Рейтинг
(2 голоса)

Современный опыт взаимодействия регионов России показывает, что кризис экономической жизни страны и ее общества, а следовательно, ослабление внимания к культурнонациональному наследию, к традициям межнационального сотрудничества ведут к усилению межэтнической напряженности в различных формах политического и этнического экстремизма. В такой ситуации начинают активно действовать различные этнические «элиты», «касты», которые формируют образ врага из инонациональных групп,  национальных меньшинств. Задача государства и каждого региона, ее властных структур в период трансформации политических режимов, решая социально-экономические проблемы, создавать благоприятную идейно-нравственную и психологическую атмосферу через язык, традиции сотрудничества, культурное наследие нации и т. д.

Рейтинг
(1 голос)

Экстремизм политический — приверженность в идеях и политике крайним взглядам и действиям. Экстремизм порождают социально-экономические кризисы, деформации политических институтов, резкое падение жизненного уровня, ухудшение социальных перспектив значительной части населения, доминирование в обществе чувств, настроений хандры, социальной и личной нереализованности, страх перед будущим, подавление властями оппозиции, инакомыслия, блокирование легитимной самодеятельности индивида, национальный гнет, амбиции лидеров политических партий, ориентации лидеров и авторов политического процесса на экстремальные средства политической деятельности. Социальную базу экстремизма составляют маргинальные слои, пред­ставители националистических, религиозных движений, недовольные существующей политической реальностью интеллигенция, молодежь, студенчество, военные.

Рейтинг
(0 голоса)

Сегодня Ислам является второй по численности мировой религией. По разным оценкам, современная исламская умма (исповедующие Ислам) объединяет от одного миллиарда трехсот миллионов до полутора миллиардов мусульман. В 40 государствах мира мусульмане являются религиозным большинством, а в 30 странах — влиятельным меньшинством. Мусульмане проживают почти в 130 государствах мира. Современный исламский мир обладает громадным человеческим потенциалом и значительными экономическими ресурсами. В современной России, по некоторым данным проживает до 18-20 млн. мусульман — примерно 1/7 всего населения. На Северном Кавказе, куда Ислам пришел в VII веке, в настоящее время проживает около 4,5 миллионов мусульман. Как русскую культуру, основанную на Православии, невозможно понять без обращения к наследию Христианства, так и познание культур мусульманских народов, населяющих Россию, предполагает знание и понимание Ислама [2, с. 3].