Религиозный экстремизм и терроризм

Религиозный экстремизм и терроризм

Рейтинг
(4 голоса)

Современный терроризм— явление неоднородное как в идеологическом плане, так и в том, что касается мотивации действий, масштабов осуществления акций, средств и целей. В «Белой книге российских спецслужб» выделяются следующие направления в современном терроризме: социальный терроризм, преследующий цель коренного или частичного изменения экономического или политического строя собственной страны; националистический терроризм, включающий в себя организации этносепаратистского толка и организации, поставившие своей целью борьбу против экономического или политического диктата инонациональных государств и монополий; терроризм религиозный, связанный либо с борьбой приверженцев одной религии (или секты) в рамках общего государства с приверженцами другой, либо с попыткой подорвать и низвергнуть светскую власть и утвердить власть религиозную, либо с тем и другим одновременно. Составной, но достаточно автономной частью религиозного терроризма является терроризм исламистский. Он многообразен, в нем представлены борющиеся между собой группировки различных исламских направлений, течений, сект, учений (суннизм, шиизм, суфизм, ваххабизм и др.)

Рейтинг
(0 голоса)

Разнообразные и порой довольно тяжелые обвинения в адрес Ислама как религии сегодня стали и чуть ли не стереотипом массового сознания. Убе­ждение в том, что Ислам является религией агрессивной, реакционной, тотали­тарной, нетерпимой, отсталой, дикой, террористической и т.п., разделяют не только обыватели, но и некоторые выдающиеся деятели культуры. Свежи в памя­ти жесткие высказывания модного французского писателя Мишеля Уэльбека — ему даже пришлось объясняться по этому поводу в суде, который, впрочем, не увидел в них криминала.

Рейтинг
(0 голоса)

Одним из «аргументов», которым пытаются манипулировать экстремисты для обоснования своей антиконституционной деятельности в мусульманских регионах Российской Федерации, в том числе в Республике Дагестан, является утверждение, что мусульмане, как религиозной меньшинство в стране подвергается дискриминации, их права ущемляются, а связи с единоверцами из других стран ограничиваются.

В связи с этим, а также по многим другим объективным причинам, вопросы правового положения мусульман остаются актуальными как с теоретической, так и с практической точки зрения. Среди них — вопросы возможности и состояния взаимодействия с исламским миром.

Рейтинг
(4 голоса)

В конце 90-х годов XX века проблема идеологического противостояния представителей традиционного Ислама в Дагестане, представленная суфиями трех разновидностей тарикатских учений: накшбандийского, кадирийского и шазилийского тарикатов и «так называемых ваххабитов» достигла своего наивысшего предела. На первый взгляд, проблема будто бы возникла спонтанно, на пустом месте, не имея на то глубоких оснований. Но это оказалось только на первый, поверхностный взгляд. При более глубоком рассмотрении этой проблемы с привлечением арабоязычных источников оказалось, что эта проблема в Дагестане имеет глубокие корни, уходящие в 12 век хиджры к Салеху ал-Йамани, последователю Ибн Теймии, прибегавшему к иджтихаду [Шихсаидов А.Р., c. 222-223].

Рейтинг
(0 голоса)

Одна из наиболее серьезных проблем, стоящих в наши дни перед человечеством, связана со сферой взаимоотношений между народами мира. Межэтнические конфликты, доходящие порой до вооруженных столкновений, сепаратистские движения на этнической почве, угрожающие целостности различных государств — явления, достаточно распространенные в современном мире. Причем во многих из них отчетливо просматривается действие конфессионального фактора, который, в частности, способен придать религиозный оттенок движениям и столкновениям по сути своей, безусловно, этническим (например, боснийский конфликт и другие «горячие точки» бывшей Югославии). Но с другой стороны, конфликты, изначально возникшие на религиозной почве, в настоящее время могут иметь этническую составляющую. Так, сикхское сепаратистское движение в Индии следует признать сейчас скорее этноконфессионольным, чем религиозным в строгом смысле этого слова.

Рейтинг
(1 голос)

Проявления религиозного экстремизма весьма и весьма разнообразны. Поэтому в науке постоянно предпринимаются попытки классификации такого многопланового явления, каким является религиозный экстремизм. На основе анализа литературы можно составить следующую классификацию религиозного экстремизма:

1. Антиконфессиональный. Направлен против представителей других религиозных направлений, в том числе входящих в одну религию (суннитские экстремистские группы, поддерживаемые Ираком, действующие против шиитского Ирана, или экстремистские еврейские организации, действующие в Палестине).

 

Рейтинг
(0 голоса)

Проблема конфессиональной составляющей общественного развития актуальна в связи с религиозной обусловленностью современного понимания мировоззренческих ориентиров, их этических и нравственных критериев. Следует уточнить, что вычленение конфессиональной природы религиозного опыта обусловлено также и прямой взаимосвязью практики культовой системы с реализацией предельных ценностных установок личности в социокультурной сфере. Конфессиональные отношения являются частью общественной жизни, от которой они не могут быть изолированы, так как прочно вплетены в ткань социальных отношений.

Рейтинг
(0 голоса)

Важным направлением в профилактике роста религиозного экстремизма может стать формирование толерантного сознания. Нетерпимость превратилась в одну из крупнейших глобальных проблем современного мира. Ее суть заключается в отрицании и подавлении различий между отдельными людьми и культурами. Возведенная до коллективной, институциональной и даже государственной позиции нетерпимость подрывает принципы демократии и приводит к религиозному экстремизму, и как следствие — к нарушению индивидуальных и коллективных прав человека.

Рейтинг
(1 голос)

Рассматривая феномен религии, можно, на наш взгляд, выделить следующие элементы: вероучение; религиозная психология; культ и обрядность; организация. В связи с исследованием гражданского общества в России, Дагестане, нас интересует именно последний из этих элементов. Существенные изменения во взаимоотношения религии и государства в СССР были внесены в 80-е гг. ХХ в. Ликвидация цензуры, открытие архивов, переосмысление духовных ценностей и идеалов позволили церкви занять новую, более высокую ступень в обществе.

В начале 90-х гг. после принятия ряда новых законов, касающихся свободы совести, в России начала активность многих конфессий. Первым законодательным актом в этой области стал Закон СССР 1990 г. «О свободе совести и религиозных организациях». 25 октября 1990 г. в РСФСР был принят Закон «О свободе вероисповеданий». Российская Конституция 1993 г. в ст. 28 провозгласила принцип свободы вероисповедания.

Рейтинг
(0 голоса)

Религиозно-политический экстремизм и терроризм — идеология насилия и практика оказания давления на органы государственной и муниципальной власти, направленные на устранение населения, на дестабилизацию общественно-политической обстановки в регионе.

Экстремизм и терроризм представляют собой сложное, комплексное, многогранное и многоуровневое явление, средство борьбы за власть, в процессе которой проявляются классовые, групповые, конфессиональные и национальные отношения.

Экстремистская, террористическая идеология насилия содержит цели антисоциальной деятельности, направленной на изменение существующих общественных отношений, нагнетание страха у населения, создание социально-психологической атмосферы общественного беспокойства за безопасность своей жизни и здоровья и неверие в эффективность государственной власти.

Терроризм как крайняя форма политического и религиозного экстремизма прочно вошел в политическую реальность нашей республики.

Рейтинг
(0 голоса)

1. Об основаниях религии. В истории сложились два основных направления философии (два основных вида мировоззрения): идеалистическое и материалистическое. Религия и атеизм являются их житейской модификацией. Жизнь опрокинула марксистскую концепцию о социально-классовой обусловленности и исторической обреченности религии. Феномен религии нуждается в объективном теоретическом обосновании с позиций современной науки и нового философского мышления, свободного от идеологической ангажированности.

Бесспорным основанием религии было бы доказательство существования Бога. В прошлом многие выдающиеся теологи и философы предложили свои версии доказательства бытия Бога. Но все эти доказательства были успешно опровергнуты. Выяснилось, что бытие Бога или Его небытие не может быть ни доказано, ни опровергнуто. О метафизическом мире вообще не может быть достоверного знания. Основной вопрос философии о первопричинах и первоначалах мироздания — это не вопрос истины и заблуждения, а вопрос предпочтения и выбора. В свете нового философского мышления идеализм и материализм равноправны и равноистинны. Отсюда следует, что и религия, и атеизм имеют равносильные метафизические предпосылки.

Рейтинг
(4 голоса)

Проблема сохранения межнационального мира, согласия, взаимопонимания между людьми различных национальностей, вероисповеданий в республики требуют сегодня объединения усилий самых различных течений, движений, партий, социальных слоев и конфессий. Однако не следует рассматривать рост политических движений религиозного толка эталоном нарастания религиозной тенденции вообще. Проблема заключается в необходимости видеть разницу между чисто вероисповедальным фактором и фактором нарастания или угасания активности защитников политического Ислама. Эти два фактора, особенно в условиях Дагестана, никоим образом не взаимосвязаны. Более того, можно даже утверждать, что с усилением одного из них возможно свертывание активности другого в зависимости от конкретных перемен в обществе.

Рейтинг
(0 голоса)

В философии существует ряд общих тем и проблем, которые, несмотря на свою содержательную неопределенность, имеют огромное мировоззренческое значение и успешно работают в анализе культурных процессов и феноменов. К таким проблемам относится проблема трансцендентного. «Метафизика никогда не существовала в земной истории как некая абстрактная и недостижимая цель… Принцип трансцендентного, будучи применен к любому бытийному уровню, в том числе к земной реальности… с необходимостью организует этот уровень… Поток становления исторического человечества при наличии метафизической перспективы сразу же приобретают логику, ориентиры, иерархизацию, смысл, направление…». [2; 14] Можно утверждать, что та или иная форма рассмотрения метафизических вопросов, сформировавшаяся как отражение определенного способа существования человека в мире, сама задает некоторые аспекты этого существования. В частности, и проблема религиозного экстремизма может быть рассмотрена в ракурсе общих метафизических проблем.

Рейтинг
(0 голоса)

После событий, произошедших в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года, в западных странах была развернута мощная пропагандистская кампания по дискредитации Ислама как религии фанатиков, которые готовы любыми путями и средствами навязать всему миру свои убеждения и косное, средневековое мировоззрение. Впрочем, параллельно возникла достаточно убедительная альтернативная версия произошедшего, согласно которой атака на небоскребы Нью-Йорка была тайно организована спецслужбами США для получения козырей в пропагандисткой войне против религии, все активнее завоевывающей умы и сердца миллионов здравомыслящих людей на Западе.

Рейтинг
(0 голоса)

Религиозный экстремизм с каждым годом становится все более серьезной проблемой для мирового сообщества. Межрелигиозные отношения часто переплетены с национальными, социальными и прочими противоречиями. Весь этот комплекс проблем и вопросов давно стал предметом пристального внимания специалистов в разного рода областях: в сфере государственного управления, безопасности, религиоведения, психологии. Недавно в Госдуме прошел семинар «Экстремизм и национальный вопрос в России». Из большого числа выступлений обращают на себя внимание несколько докладов, напрямую связанных с поиском причин и способов решения проблемы именно религиозного экстремизма.