Публикации

Публикации

Актуальные материалы: статьи, интервью, опросы, статистическая информация и др.

Рейтинг
(1 голос)

В целях дальнейшего совершенствования и гармонизации государственных, национальных, конфессиональных отношений в российском, северокавказском обществе, повышения уровня этноконфессиональной толерантности, позитивного развития межнациональных, меж- и внутриконфессиональных отношений в Северо-Кавказском регионе мы констатируем:

— важность и целесообразность разработки основ комплексной Концепции государственной национальной политики  Российской Федерации на Северном Кавказе, которая должна учитывать специфику развития народов, духовно-созидательный потенциал таких религий, как христианство, ислам, иудаизм и буддизм и многонациональной общности народов Северного Кавказа.

Рейтинг
(0 голоса)

Толерантность как сложное личностное качество не является врожденным, оно может и должно воспитываться. В современных условиях глобализации, роста межкультурных взаимодействий, с одной стороны, и сохраняющейся социальной напряженности в обществе, продолжающихся межэтнических конфликтов, роста национального экстремизма, с другой, формирование толерантной личности становится социальным заказом общества системе образования. Взаимная нетерпимость, озлобленность, жестокость, насилие и агрессивность все чаще проявляются в обществе и распространяются среди молодежи, которая в силу своих возрастных особенностей становится благодатной средой для взращивания экстремистских идей. Экстремизм — это одна из тех опасностей, которые все более и более угрожающе встают перед человечеством. И сегодня очевидно, что «необходимой основой развивающихся процессов демократизации и интеграции, сокращения сфер человеческой деструктивности, насилия и нетерпимости» должна стать толерантность [1, с. 4]. Формирование установок толерантного сознания и поведения имеет особую актуальность в условиях поликультурного и поликонфессионального региона, каковым является Республика Дагестан.

Рейтинг
(0 голоса)

В последние годы в связи с трансформацией современного общества возникли новые противоречия в мире, связанные нестабильностью межэтнических, политических и конфессиональных отношений, которые явились результатом революционного слома всей существующей общественной системы. Эти противоречия способствовали созданию условий для возникновения и функционирования такого общественно-политического явления, как экстремизм. Основой его возникновения послужила деятельность общественных организаций, сформировавшихся в период этнического нигилизма, агрессивной этноантипатии и этнических конфликтов.

Рейтинг
(1 голос)

Актуальность данного исследования определяется как на федеральном, так и на региональном уровне. Борьба с проявлениями экстремизма стала одной из направляющих линий, нацеленной на разработку соответствующего современным реалиям законодательства, определяющего основные приоритеты в государственной политике. В своем послании Федеральному собранию Президент РФ В.В. Путин указал на необходимость скорейшего принятия поправок в законодательство, ужесточающих ответственность за экстремистские действия. В результате совместной редактуры законопроекта группой депутатов от «Единой России», «Справедливой России» и ЛДПР в июне — июле 2007 г. и апреле 2008 г. были внесены очередные поправки в антиэкстремистское законодательство — Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

Рейтинг
(1 голос)

В настоящее время в России действует несколько общеизвестных и значимых для отечественной журналистики сводов профессионально-этических предписаний. Среди них: принятый Союзом журналистов России «Кодекс профессиональной этики российского журналиста», «Декларация московской хартии журналистов», подписанная известнейшими отечественными журналистами, «Хартия телерадиовещателей», подписанная всеми ведущими российскими телерадиокомпаниями, «Декларация о принципах честной работы в жанрах» Гильдии судебных репортеров и др. Большинство этих документов было создано на исходе прошлого столетия. ХХI век ознаменовался появлением, по крайней мере, двух сводов правил профессионально-этического характера, регламентирующих действия масс-медиа в условиях терактов и антитеррористических операций: «Правила профессионального поведения журналистов, освещающих акты терроризма и контртеррористические операции» и более известная «Антитеррористическая конвенция».

Рейтинг
(0 голоса)

Данные на период с 1998 года и по настоящее время в "горячих точках" планеты. Охвачены, как внутренние, так и инциденты международного масштаба.

  • Чечня : 220 случаев; 768 ранено; 362 погибших
  • Косово : 58 случаев; 80 раненых; 19 погибших
  • По Черногории отдельно : 6 случаев; 1 погибший
  • Северная Ирландия : 561 случаев; 105 ранено; 17 погибших
  • Кашмир : 920 случаев; 2208 раненых; 1236 человек
Рейтинг
(1 голос)

Особую тревогу в последнее время вызывают случаи проявления в нашей стране экстремизма, которые в недалеком прошлом можно было наблюдать лишь с экранов телевизоров в сводках новостей о станах Запада. Это было давно, а сейчас экстремизм, какого бы он не был характера, ворвался в наши города, деревни, высокогорные аулы. Экстремизм стал частью нас, трансформируясь и мутируя, он затронул все слои населения. Если в период своего зарождения он считался прерогативой социально-неблагополучных слоев населения, то теперь экстремизм — это болезнь всего общества, как алкоголизм, наркомания, преступность и другие виды деградации личности.

Рейтинг
(0 голоса)

Государственный сектор для реалий российского общества является наиболее действенным актором в вопросе урегулирования СМИ. Традиционно в России государство оказывает на СМИ наибольшее влияние, во многом по причине слабо развитой системы общественного представительства, отсутствия общественного вещания и прессы и полного невзаимодействия аудитории с традиционными «старыми» СМИ на уровне диалога. Поэтому очень важна именно реализация государственной поддержки проектов по антитерростичесокой деятельности.

Рейтинг
(1 голос)

Рассматривая феномен религии, можно, на наш взгляд, выделить следующие элементы: вероучение; религиозная психология; культ и обрядность; организация. В связи с исследованием гражданского общества в России, Дагестане, нас интересует именно последний из этих элементов. Существенные изменения во взаимоотношения религии и государства в СССР были внесены в 80-е гг. ХХ в. Ликвидация цензуры, открытие архивов, переосмысление духовных ценностей и идеалов позволили церкви занять новую, более высокую ступень в обществе.

В начале 90-х гг. после принятия ряда новых законов, касающихся свободы совести, в России начала активность многих конфессий. Первым законодательным актом в этой области стал Закон СССР 1990 г. «О свободе совести и религиозных организациях». 25 октября 1990 г. в РСФСР был принят Закон «О свободе вероисповеданий». Российская Конституция 1993 г. в ст. 28 провозгласила принцип свободы вероисповедания.

Рейтинг
(1 голос)

XX в. стал поворотным пунктом в истории человечества, так как именно в этот период сформировались международные принципы прав и свобод для мирового сообщества. Тем не менее, именно в XX веке одной из самых актуальных проблем, общезначимых для всего человечества стал международный терроризм. Во второй половине XX века активизируются конфессиональный терроризм и экстремизм.

В результате возникла необходимость не только организованного противодействия развитию конфессионального терроризма, но и осмыслению его понятия, происхождения и профилактики на международном и общегосударственном уровне. Многофакторность генезиса современного религиозного экстремизма делает его одним из самых социально опасных явлений современности.

Рейтинг
(0 голоса)

Религиозно-политический экстремизм и терроризм — идеология насилия и практика оказания давления на органы государственной и муниципальной власти, направленные на устранение населения, на дестабилизацию общественно-политической обстановки в регионе.

Экстремизм и терроризм представляют собой сложное, комплексное, многогранное и многоуровневое явление, средство борьбы за власть, в процессе которой проявляются классовые, групповые, конфессиональные и национальные отношения.

Экстремистская, террористическая идеология насилия содержит цели антисоциальной деятельности, направленной на изменение существующих общественных отношений, нагнетание страха у населения, создание социально-психологической атмосферы общественного беспокойства за безопасность своей жизни и здоровья и неверие в эффективность государственной власти.

Терроризм как крайняя форма политического и религиозного экстремизма прочно вошел в политическую реальность нашей республики.

Рейтинг
(1 голос)

Феномен «ренессанса этничности», вызванный глобализацией социальных отношений в конце ХХ века, все чаще проявляется в многосоставных странах в форме этнополитического экстремизма. Мы полагаем, что в основе идеологических, политических и правовых мер противодействия этнополитическому экстремизму должен лежать принцип равноправия всех народов. Аргументация этого тезиса включает в себя два аспекта: а) выявление роли принципа равноправия народов на идейном, правовом и политическом уровне как необходимого условия конструктивного межнационального диалога, толерантности и согласия; б) демонстрация роли отрицания равноправия народов в политической практике как фактора, провоцирующего этнополитический экстремизм.

Рейтинг
(0 голоса)

В заглавие статьи намеренно вынесенослово «современного», так как мы полагаем, что истоки формирования экстремизма, неизменные в своей основе с момента возникновения этого антисоциального явления, тем не менее, имеют свою специфику: временную, пространственную, социально-экономическую, правовую, идейно-политическую, нравственно-психологическую и т. п.

Не пытаясь в небольшой по объему статье охватить все стороны столь сложного явления, остановимся на одной из его составляющих, а именно — на насилии.

Рейтинг
(1 голос)

Следствием этнополитических и этноконфессиональных трансформаций на Юге России стал рост этнического сепаратизма, национализма, религиозно-политического радикализма и экстремизма. Отметим, что этноконфессиональная ситуация в регионе зависит от влияния внутренних и внешних трансформационных процессов и от ее стабильности напрямую зависит не только региональная, но и национальная и глобальная безопасность. Трансформационные процессы в России связаны с более глубокими проблемами развития и модернизации как постсоветского пространства, так и международного социума.

Рейтинг
(0 голоса)

В человеке ценят силу и доброту, честность и верность, храбрость и трудолюбие. Но все же патриотом называют лишь того, в ком все эти прекрасные качества освящены любовью к Родине, готовностью посвятить свою жизнь служению ей, защите ее от завоевателей, сохранению и развитию традиций и ментальных черт своего народа. Сегодня границы патриотизма расширились. Каждое поколение по-своему проходит школу патриотизма. И все же главная среди задач воспитания — культивирование высших идей, связанных с нашими народными ценностями, стремлением к достижению экономического благополучия, сохранением и развитием культуры народа. Именно в этом заключается продуктивная созидательная сила патриотизма. С ранних лет в ребенке должна закладываться готовность бороться, выстоять, преодолеть любые трудности во имя долга и сохранения культурных ценностей, в первую очередь своего народа. Эти качества прививаются в семье, школе, каждодневной бытовой и социокультурной жизни.

Рейтинг
(1 голос)

Общеизвестно, что произошедшее в ходе государственного реформирования становление новых жизненных реалий, коренной поворот в системе общественного жизнеустройства обусловили смену духовных ориентиров, утвердили иные нравственные установки и ценности.

Особая сложность данного процесса заключается в двойственности: с одной стороны, выдвижении ценностных мотивов рыночной стихии, с другой — активизации национальных традиционных духовных, в том числе — религиозных основ.

Принятие новой экономической модели развития государства, форм собственности и социальных ориентиров обусловили выдвижение базовых духовных ценностей, принципиально отличных от идеологии советского периода. И нельзя не отметить, что эта смена мировоззренческого базиса, явилась одним из самых стрессовых и дестабилизирующих факторов в жизни граждан России.  Разрушение сложившейся в советский период идеологической платформы при отсутствии новой — единой для всего общества — явилось существенной причиной кризиса духовной сферы.

Рейтинг
(0 голоса)

В моменты больших потрясений или переломов, периодически возникающих в процессе развития любого общества и связанных с существенными деформациями условий и образа жизни людей, изменением материальных показателей, неясностью жизненных перспектив, экстремизм становится одной из трудно изживаемых и наиболее опасных характеристик современного общества. Опыт развития событий современной России показал, что роль и значение экстремизма оказались явно недооцененными, и это во многом способствовало целой серии трагических событий, непременными участниками и жертвами которых были молодые люди. Уже это побуждает нас к весьма тщательному рассмотрению круга вопросов, имеющих отношение к проблематике экстремизма в молодежной среде.

Рейтинг
(1 голос)

Глобальная опасность, наиболее резонансный вид преступлений, «новая чума» — это все про экстремизм. У любого неспециалиста невольно возникает ряд вопросов: что это? Почему это так серьезно? И, наконец, откуда это все взялось? В многочисленных публикациях и нормативных актах даны разнообразные характеристики и определения этого явления. Не оспаривая имеющиеся точки зрения, предложим свое видение  и постараемся ответить на вопрос: почему при том, что преступления экстремистской направленности составили в 2007 году всего 0,006% (А.И.Долгова, 2008) от числа всех совершенных преступлений в нашей стране, мы считаем, что они представляют серьезную угрозу всем государственным институтам.

Все авторы, пишущие и говорящие об экстремизме, едины в том, что это крайность (экстремальность) в оценках и действиях личности (группы). Далее, в зависимости от широты научных и практических интересов автора, в понятие экстремизма, через запятую, включаются и все формы и проявления  радикализма и, конечно — терроризм (В.А.Бурковская, 2007). На наш взгляд, это малопродуктивно.

Рейтинг
(6 голоса)

Политический экстремизм как реальный феномен может возникать только в иерархических структурах между различными уровнями субъективной стороны политической деятельности. В общей структуре политических субъектов современного общества можно выделить легитимную и нелегитимную стороны, которые разделяются и регламентируются в законодательстве. Цивилизованный политический субъект всегда стремится к легитимному функционированию, получающему одобрение и поддержку большинства населения. Поэтому полноценная легитимация всех сфер политической жизни должна стать базовым основанием развития гражданского общества и правового государства.

Рейтинг
(0 голоса)

Задача первостепенной важности для всех педагогов и всех учебных заведений — нравственное воспитание молодого поколения. Поэтому одним из основополагающих педагогических принципов в системе воспитания молодого поколения является принцип духовности. Особенно остро необходимость воспитания у подрастающего поколения духовности проявляется в современной России. В связи с чем стало необходимым от философских рассуждений по поводу идеологического вакуума в обществе, падения духовных ценностей молодежи и актуализации воспитательной работы в учебных заведениях, переходить к конкретным действиям, как на федеральном, так и на региональном уровне, разрабатывать современную философию воспитания, искать новые методологические, концептуальные позиции, определять социально-педагогические условия и направления формирования здоровой личности, как в физическом, так и духовном плане. Главной фигурой в этом труднейшем деле является преподаватель.