Публикации

Публикации

Актуальные материалы: статьи, интервью, опросы, статистическая информация и др.

Рейтинг
(0 голоса)

Специалистам хорошо известно, что этнический экстремизм обостряется в периоды социально-экономической нестабильности, которая сопровождается социальной дифференциацией граждан, ожесточенной борьбой за власть, преступностью, отсутствием надежных механизмов правовой защиты населения. Перечисленные факторы способствуют нарастанию попыток разрешения возникающих общественных проблем силовым путем со стороны оппозиционно настроенных к власти этнических общностей. Именно по этому поводу говорил Вольфрам Вейднер: «Националисты не могут быть довольны до тех пор, пока не найдут кого-нибудь, кто их обидит».Наиболее радикальные настроения на этнической основе чаще всего возникают среди молодежи, не имеющей устоявшихся мировоззренческих ориентиров.

Рейтинг
(0 голоса)

Исторически Российское государство и общество формировалось как полиэтничная суперсистема, возникшая на пересечении западных и восточных цивилизационных социокультурных форм. Следовательно, закономерно предположить, что проблемы в межэтнических взаимодействиях существовали всегда, с тех пор, когда возникла социальная организация человечества. Примером тому могут и сегодня служить весьма непростые отношения между славянскими этносами юга России и северокавказскими и азиатскими народами.

В настоящее время Южный федеральный округ РФ является одним из наиболее полиэтничных округов, так как в его территориальный состав вошли все северокавказские республики, числившиеся ранее на правах автономий в составе РСФСР.

Рейтинг
(0 голоса)

Задача первостепенной важности для всех педагогов и всех учебных заведений — нравственное воспитание молодого поколения. Поэтому одним из основополагающих педагогических принципов в системе воспитания молодого поколения является принцип духовности. Особенно остро необходимость воспитания у подрастающего поколения духовности проявляется в современной России. В связи с чем стало необходимым от философских рассуждений по поводу идеологического вакуума в обществе, падения духовных ценностей молодежи и актуализации воспитательной работы в учебных заведениях, переходить к конкретным действиям, как на федеральном, так и на региональном уровне, разрабатывать современную философию воспитания, искать новые методологические, концептуальные позиции, определять социально-педагогические условия и направления формирования здоровой личности, как в физическом, так и духовном плане. Главной фигурой в этом труднейшем деле является преподаватель.

Рейтинг
(0 голоса)

Духовный и образовательный потенциал региона концентрируется в книжных фондах библиотек, функционирующих как информационные, культурные и образовательные учреждения. Он представляет собой сложную многоуровневую систему дидактических средств развития самообразовательного, общеобразовательного и профессионального чтения. Разнообразный по составу контингент пользователей библиотек требует повышения профессионального уровня и творческой активности организаторов чтения. Современная ситуация характеризуется как системный кризис читательской культуры, когда страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением.

Рейтинг
(0 голоса)

Процесс религиозного возрождения является одной из наиболее важных глобальных тенденций общественного развития мусульманских стран в конце XX — начале XXI веков. В современных условиях возрастает роль ислама как глобального политического фактора, и особое место в этом процессе занимает радикальная суннитская идеология, проявляющаяся в процессе исламского возрождения в ряде мусульманских стран и регионов. Специфический опыт религиозно-политической экстремистской интерпретации идейных доктрин ислама, его неоднозначное идеологическое и духовное влияние на мусульманский мир, политическое воздействие на ситуацию в различных, нередко немусульманских странах и регионах, особая роль в международных отношениях в целом представляет собой уникальное явление. Мощный политический потенциал религиозно-политического экстремизма, который оказывает непосредственное воздействие на религиозно-правовые институты соответствующих стран и регионов, практикует миссионерский экспансионизм, приобретающий все более агрессивный характер. Размах этого процесса и вовлеченность в него различных государств и народов делают современный религиозно-политический экстремизм влиятельным субъектом не только региональной, но и мировой политики.

Рейтинг
(1 голос)

Этнические противоречия легализовались уже в последние годы существования СССР. Многие ученые, политические деятели, работники органов государственной власти утверждали, что в России при социализме проблем национальных противоречий не было. С этим трудно согласиться: они были, но законы и политический курс КПСС не допускали открытых высказываний и проявлений недовольства национальной политикой. В 1989 году, судя по данным ВЦИОМ (рук. Ю. Левада), признаки открытой ксенофобии обнаруживались примерно у 20% населения СССР, агрессивной этнофобии — и того меньше (около 6 — 12%, в зависимости от региона). Уже в 1990 году показатели выросли до 35 — 40%, а в зонах этнических конфликтов охватывали почти все население1. Активизация ксенофобии наблюдалось в 1992 — 1996 годы, хотя и были промежутки относительно стабильного состояния. Активизация ксенофобии приходится на период экономического кризиса 1998 года и особенно после серии террористических актов в городах России и начала «второй чеченской войны». О начале роста ксенофобии свидетельствовали открытые выступления и высказывания в адрес чеченцев. После 2000 года объектами ксенофобии стали и другие этнические группы. С этого времени примерно 2/3 респондентов, опрошенных социологами ВЦИОМ, демонстрировали различные формы неприязни к представителям других национальностей2.

Рейтинг
(0 голоса)

Вопросы культуры межнационального общения приобрели в последнее время особую остроту в связи с возникновением политических, социально-экономических проблем. Существование подобных проблем не может не усугубляться набором социальных причин, таких, как безработица, состояние экономики, низкий уровень жизни народа [1].

Действенным путем выхода из сложившейся ситуации является систематическая целенаправленная работа по формированию культуры межнационального общения. Эффективность такой работы возрастает на раннем этапе формирования культуры межнационального общения; нацеленности на активное усвоение соответствующих разделов содержания образования по предметам гуманитарного цикла; проведении специальных факультативных занятий в сочетании с межпредметными связями.

Рейтинг
(0 голоса)

Идентификация этноса в дискурсе национализма выражается, как правило, в формах этнического национализма. Несмотря на увеличивающиеся миграционные потоки, этнический национализм сегодня обладает устойчивой сущностью и практически не исчезает с мировой политической арены. Американский ученый Дж. Мюллер, отмечая готовность «последних» иммигрантов в США воспринять традиции и ценности своей новой родины, утверждает, что «у тех людей, кто живет на земле предков, обосновавшихся там несколько поколений либо даже столетий тому назад, политическое самоопределение зачастую совпадает с этническим. В результате этнические общины начинают претендовать на собственную государственность»1 .

Рейтинг
(0 голоса)

В последнее время учеными и исследователями много внимания уделяется анализу причин и факторов, генерирующих межэтническую напряженность и межэтнические конфликты на территории республик постсоветского пространства. Специалисты разных уровней и сфер также проводят регулярные мониторинги и социологические исследования, уделяя особое внимание южному региону, где уровень конфликтогенности особенно высок. Однако, несмотря на богатый накопленный теоретический опыт в области конфликтологии, ее практическая сторона, касающаяся урегулирования межэтнических, межконфессиональных и внутриконфессиональных конфликтов на Северном Кавказе, сегодня по-прежнему остается одной из наисложнейших задач.

Рейтинг
(0 голоса)

Правоохранительные органы и другие силовые структуры в процессе своей деятельности сталкиваются с серьезными проблемами, возникающими при пресечении противоправной деятельности тоталитарных сект и деструктивных культов. Механизмы борьбы с ними зачастую несовершенны и не дают ощутимых результатов.

Представляется, что для эффективного решения возникающих в правоприменительной практике проблем необходимо на государственном уровне совершенствовать систему противодействия религиозному экстремизму, являющуюся элементом системы национальной безопасности.

Рейтинг
(1 голос)

Прогресс любой нации, включая материальный прогресс, основан на приоритете нравственно-духовных ценностей. Духовные ценности являются фактором, определяющим будущее цивилизации. Эти слова являются для нас дагестанцев и для всех россиян символом обновления и залогом процветания Дагестана и всей России.

Важно помнить: чтобы сформировать духовные, нравственные, моральные нормы поведения у наших школьников и студенческой молодежи, общечеловеческие ценности и положительные черты характера, благодаря чему они всегда смогут противопоставить национализму и экстремизму — интернационализм и гуманизм, рядом должны быть мы, взрослые, которые бы подошли к решению данной проблемы со всей серьезностью и ответственностью. Молодое поколение должно видеть проявление лучших черт, этических ценностей в повседневном общении с учителями, преподавателями, религиозными и общественными деятелями, видеть в нас личностей — носителей высоких нравственных, духовных принципов.

Рейтинг
(0 голоса)

Мы публикуем авторизованную расшифровку публичной лекции известнейшего российского интеллектуала, культуролога и киноведа Даниила Дондурея, прочитанную 7 октября в клубе – литературном кафе Bilingua в рамках проекта «Публичные лекции Полит.ру».

Диниил Дондурей: Я собираюсь сегодня изложить некоторые свои взгляды на проблему террора, поскольку ряд чувствительных аспектов этой многомерной тематической области оказались вне анализа. Это неправильно и даже весьма опасно. Речь идет о смыслопорождающем пространстве, находящемся между понятиями «террор», «телевидение», «профессиональная интеллиг енция» и «зрители».

Рейтинг
(1 голос)

В Российской Федерации в последнее время получили значительное распространение различные проявления политического экстремизма. Они провоцируют нестабильность в обществе, способствуют ослаблению государственности, порождают в отдельных субъектах федерации сепаратистские настроения и создают для политических экстремистов благоприятную возможность для реализации их противоправных целей и задач [1].

Захваты заложников, взрывы жилых домов, взрывы на улицах и подземных переходах; многочисленные покушения на видных общественных и политических деятелей республик Северного Кавказа — такова была криминальная обстановка в России в конце прошлого столетия.

Рейтинг
(0 голоса)

Говоря о современном «исламском» терроризме и его угрозе, необходимо подчеркнуть, что основной и непосредственной причиной развития терроризма в регионе следует считать распад социалистической системы и развал Советского Союза. В результате распада СССР с предшествовавшим ему банкротством идей социализма во многих государствах Ближнего и Среднего Востока (Египет, Ирак, Сирия, Ливия, Афганистан и др.), идеологический вакуум там, а затем и в мусульманских регионах России быстро стал заполняться исламом. Последний предстает прежде всего в своей самой воинствующей форме — форме радикального ваххабизма, требующего с помощью «священной войны» вернуть мусульманский мир к халифату. Фиксируя активизацию ислама на мусульманском Востоке и в России, эксперты отмечают, что ислам, которому присуще враждебное отношение к либеральным ценностям и который может привести только к тирании и обнищанию, стремится заполнить вакуум, образовавшийся после коллапса коммунизма.

Рейтинг
(3 голоса)

В Российской Федерации в современный период решение проблемы противодействия политическому экстремизму выступает как одно из важнейших условий обеспечения безопасности общества. За последнее десятилетие в Дагестане проявились все виды терроризма, однако наиболее опасным стал религиозно-политический экстремизм, когда политические силы, прикрываясь религиозными лозунгами, стали насаждать на Северном Кавказе идеи ваххабизма, переводить проблемы межконфиссиональных отношений в политическую плоскость и использовать их для дестабилизации политической ситуации в стране и регионе.

Рейтинг
(1 голос)

В Российской Федерации среди ее субъектов по распространенности экстремизма первые места занимают Чеченская Республика и Республика Дагестан. Одним из распространенных преступлений экстремистского характера является  посягательство на жизнь сотрудников правоохранительных органов. Статистические данные показывают, что в 1997 г. в республике было зарегистрировано 12, в 1998 г. — 28, 1999 г. —  22, 2000 г. — 9, 2001 г. — 14, 2002 г. — 13, 2003 г. — 20, 2004 г. — 39,  2005 г. —  108; 2006 г. —  38; 2007 г. — 34; за 10 месяцев 2008 г. — 22 посягательства рассматриваемой категории1 .  Совершая данное общественно опасное деяние, как отмечают ученые2 , ваххабисты и экстремисты демонстрируют свой вызов правоохранительным органам. По мнению теоретиков и практиков, некоторые работники правоохранительных органов своим противоправным и аморальным поведением провоцируют против них преступления экстремистского характера.

Рейтинг
(0 голоса)

В конце ХХ в. — первые годы XXI в. среди не только зарубежных, но и отечественных социологов все большее распространение стала получать точка зрения о том, что появление и развитие новых, т. н. «высоких технологий» (high-tech) ведет общество к глубоким системным изменениям, часто описываемым в терминах перехода к «постиндустриальному», «информационному» и т. п. обществу [См., напр.: 4, 5, 7, 8].

Преодоление в России последствий кризиса 1990-х гг., возобновление экономического роста выдвинули на первый план стратегические проблемы развития страны. В условиях обострения глобальной конкуренции возникла необходимость в переходе на рельсы инновационного развития как средства создания в России формы постиндустриального общества, которая будет адекватна ее национальным традициям и особенностям.

Важнейшей задачей социальной науки, в том числе и социологии, является в такой ситуации своевременное обнаружение потенциальных угроз, которые могут затруднить решение поставленных задач, повысить социальные издержки, объективно неизбежные в переходный период общественного развития.

Рейтинг
(0 голоса)

После объявления президентских инициатив о назначении губернаторов и отмене выборов в Государственную думу по одномандатным округам «Либеральная миссия» при поддержке Международного университета в Москве провел «круглый стол», на котором Владимир Рыжков представил свой доклад о последних решениях власти. В дискуссии о либеральном ответе терроризму приняли участие Алексей Кара-Мурза, Дмитрий Катаев, Андрей Пионтковский, Георгий Сатаров, Ирина Хакамада, Михаил Хазин, Мариэтта Чудакова, Федор Шелов-Коведяев. Вел обсуждение Евгений Ясин.

Рейтинг
(2 голоса)

Экстремизм во всех его проявлениях, в том числе в политической и этнической (национальной) его разновидностях, превратился в современный период в одну из главных проблем современности, представляющую серьезную угрозу российской государственности и обществу в целом. Хотя для Дагестана проблемы противодействия политическому и национальному экстремизму в отличие от религиозно-политического экстремизма не столь актуальны, они имеют важное значение для многих регионов России.

Рейтинг
(0 голоса)

1. Информируя общественность о проводимой ДГУ 20 — 21 ноября с. г. Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы противодействия национальному и политическому экстремизму», проф. Мухтар Яхьяев в республиканской газете «Дагестанская правда» обстоятельно рассуждает о правовой базе, существующей в российском государстве и позволяющей на легитимной основе вести борьбу с различными формами экстремизма. Как указывает автор статьи (см. «Дагестанская правда» 2 октября 2008 г. с. 3), составляющими такой базы являются совокупность федеральных законов вообще, регулирующих практическую реализацию конституционных принципов во всех областях общественной жизни, и Закон «Об образовании» в частности, определяющий юридическую базу для ориентации образовательных учреждений общества на формирование социально зрелой, не восприимчивой к экстремизму личности. Статья 2 этого закона устанавливает общие принципы деятельности педагогических институтов РФ, которые подчеркивают гуманистический характер и цели образования в РФ. В статье 14, части 4 в плане профилактики пропаганды экстремизма в образовательном процессе важна норма, декларирующая идеологический плюрализм, но на гуманистической основе: