Публикации

Публикации

Актуальные материалы: статьи, интервью, опросы, статистическая информация и др.

Рейтинг
(1 голос)

Правовая база, существующая в Российской Федерации и позволяющая противодействовать экстремизму, условно может быть подразделена на три составляющие: международные соглашения о правах человека в тех их частях, которые касаются свободы совести и печати, публичных объединений; Конституция РФ, устанавливающая общие принципы реализации свободы совести, свободы слова и информации, а также публичных объединений; Уголовный кодекс РФ, совокупность федеральных законов, регулирующих практическую реализацию конституционных принципов в указанных выше областях, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты, как федеральных органов государственной власти, так и органов власти субъектов федерации.

Рейтинг
(2 голоса)

Долгое время в политической науке господствовала так называемая либерально-демократическая концепция политического процесса, игнорировавшая роль этнического фактора в политике. Большинство ученых и политических деятелей руководствовались либеральными принципами абсолютного приоритета прав и свобод личности над правами социальных общностей. Этнические общности назывались умозрительными, воображаемыми, искусственно создаваемыми определенными политическими субъектами понятиями, воспринимались как итог деятельности интеллектуальной элиты, создающей образы этнической солидарности. В соответствии с этой теорией считалось, что в демократическом обществе любой индивид быстро «освободится» от негражданских заблуждений и стереотипов, независимо от расы, пола, этнического, религиозного происхождения постепенно растворится в единой гражданской нации.

Рейтинг
(4 голоса)

Вероятно, ни одна религия в наши дни не привлекает такого внимания и не вызывает столько споров, как Ислам. Его можно назвать самой сильной и жизнеспособной религией современности. В то же время несомненная и постоянно растущая угроза, которую принято именовать «исламским терроризмом», заставляет все большее число людей во всем мире взирать на Ислам со страхом и непониманием. Отнюдь не соглашаясь с квалификацией Ислама как «религии вражды и ненависти», нельзя в то же время игнорировать тот неоспоримый факт, что большинство актов международного террора в последнее время совершается мусульманами, и то, что в качестве обоснования им приводится необходимость защиты Ислама. Что-то явно неладно — если не с самим исламом как религией, то во всяком случае с отношением его «защитников» к современ­ному миру.

Рейтинг
(1 голос)

Проблема противодействия национальному и политическому экстремизму на рубеже XX — XXI веков приобретает особую актуальность и значимость. Экономический кризис, создавший условия социального противостояния: нищета, безработица, безысходность, слабость государственной власти, ее неспособность обеспечить безопасность личности и ее имущества привели к тому, что культ насилия начал стремительно прокладывать себе дорогу. Утрата людьми уверенности в своем настоящем и будущем, распад СССР, разрушение всех идеалов бывшего советского общества, царящая атмосфера насилия и жестокости, культивируемая средствами массовой информации, создали весьма благоприятные условия для роста преступности, а экстремизм приобрел масштабы национального бедствия. Последовавший за этим кризис общества показал, что отношения между различными этническими группами являются одной из самых уязвимых сфер человеческих отношений. Произошло разделение некогда единой братской семьи народов на «своих» и «чужих». Противоречия, которые существуют в любом обществе, у нас вдруг стали оформляться и осознаваться как этнические.

Рейтинг
(4 голоса)

Актуальность проблемы экстремизма сегодня настолько же очевидна для всех, насколько туманным является вопрос его природы, и особенно способов эффективной борьбы с ним. Огромное внимание общества и государства к проблеме экстремизма, немалые средства, затрачиваемые на исследование экстремизма и противодействие ему, однако, очевидно, значительно меньше средств и усилий, вкладываемых некими социальными силами в поощрение и развитие всевозможных форм экстремизма. Как это ни парадоксально, но сегодня борьба с экстремизмом иногда напоминает тушение пожара с помощью керосина.

Рейтинг
(0 голоса)

Одним из «аргументов», которым пытаются манипулировать экстремисты для обоснования своей антиконституционной деятельности в мусульманских регионах Российской Федерации, в том числе в Республике Дагестан, является утверждение, что мусульмане, как религиозной меньшинство в стране подвергается дискриминации, их права ущемляются, а связи с единоверцами из других стран ограничиваются.

В связи с этим, а также по многим другим объективным причинам, вопросы правового положения мусульман остаются актуальными как с теоретической, так и с практической точки зрения. Среди них — вопросы возможности и состояния взаимодействия с исламским миром.

Рейтинг
(2 голоса)

Проблеме толерантности на современном этапе посвящено немало работ, по этим проблемам проводятся всероссийские и региональные научно-практические конференции.

Актуальность разработки темы толерантности сегодня связана с процессами глобализации и со стремлением к сохранению народами национальной идентичности и культурного своеобразия.

Рейтинг
(4 голоса)

В конце 90-х годов XX века проблема идеологического противостояния представителей традиционного Ислама в Дагестане, представленная суфиями трех разновидностей тарикатских учений: накшбандийского, кадирийского и шазилийского тарикатов и «так называемых ваххабитов» достигла своего наивысшего предела. На первый взгляд, проблема будто бы возникла спонтанно, на пустом месте, не имея на то глубоких оснований. Но это оказалось только на первый, поверхностный взгляд. При более глубоком рассмотрении этой проблемы с привлечением арабоязычных источников оказалось, что эта проблема в Дагестане имеет глубокие корни, уходящие в 12 век хиджры к Салеху ал-Йамани, последователю Ибн Теймии, прибегавшему к иджтихаду [Шихсаидов А.Р., c. 222-223].

Рейтинг
(0 голоса)

Одним из многочисленных факторов, порождающих сепаратизм и экстремизм, на наш взгляд, является тотальное выселение народов и его последствия. Остановимся на узловых моментах этнической напряженности, связанных с последствиями депортации.

Первое. Из Северо-Кавказских горцев тягчайшее преступление было совершено по отношению к двум братским народам: карачаево-балкарскому и чечено-ингушскому. 2 ноября 1943 года был совершен преступный акт поголовной депортации карачаевского народа. 8 марта 1944 года та же участь постигла другую часть единого карачаево-балкарского народа — балкарцев. Вслед за ними последовала национальная трагедия вайнахской этнической общности — чеченцев и ингушей. Все они официально именовались «переселенцами», ехали как арестанты — в зловонных теплушках с наглухо закрытыми дверями, под строгой охраной автоматчиков. Они и были арестантами. Им была уготована участь вырождения, их просто вычеркнули из числа живых.

Рейтинг
(0 голоса)

Одна из наиболее серьезных проблем, стоящих в наши дни перед человечеством, связана со сферой взаимоотношений между народами мира. Межэтнические конфликты, доходящие порой до вооруженных столкновений, сепаратистские движения на этнической почве, угрожающие целостности различных государств — явления, достаточно распространенные в современном мире. Причем во многих из них отчетливо просматривается действие конфессионального фактора, который, в частности, способен придать религиозный оттенок движениям и столкновениям по сути своей, безусловно, этническим (например, боснийский конфликт и другие «горячие точки» бывшей Югославии). Но с другой стороны, конфликты, изначально возникшие на религиозной почве, в настоящее время могут иметь этническую составляющую. Так, сикхское сепаратистское движение в Индии следует признать сейчас скорее этноконфессионольным, чем религиозным в строгом смысле этого слова.

Рейтинг
(3 голоса)

В политическом лексиконе термин «террорист» нередко подменяется термином «борец за свободу», подобная взаимозаменяемость очень четко выражает суть проблемы определения «терроризма». Долгое время ученые не могут прийти к единому определению терроризма. Ханс-Дитер Швинд акцентирует внимание на следующих чертах терроризма (Ursachen des Terrorismus, herausgegeben von Hans-Dieter Schwind. — Berlin, New York, 1978. — Seite 26):

1.      Политически мотивированное поведение;

2.      Наличие группы, у которой нет шансов прийти к власти демократическим путем;

3.      Выражается актами насилия против людей и/или вещей (gegen Personen und Sachen);

4.      Стремление держать людей (особенно политическое руководство демократических стран) под давлением, чтобы таким образом добиваться своих целей.

Рейтинг
(0 голоса)

В современных условиях в стране проводится значительная работа по реформированию правоохранительных органов. Испытывая на себе все негативные последствия переходного периода развития государственности, правоохранительные органы столкнулись с рядом принципиально нового характера проблем и выработали в этой связи определенные механизмы адаптации к изменившимся условиям жизни. В результате проводимой правоохранительными органами работы в последний период удалось обеспечить в Дагестане определенные позитивные сдвиги в укреплении законности и правопорядка, сохранении мира и безопасности граждан. Многие работники правоохранительных органов, повседневно добросовестно выполняя свои обязанности, способствуют решению поставленных перед этими органами ответственных задач на современном этапе. Вместе с тем работа в этой сфере пока не соответствует в полной мере ожиданиям и нуждам общества, о чем, в частности, свидетельствуют результаты опросов общественного мнения, анализ материалов практики и выступления в СМИ.

Рейтинг
(1 голос)

С античности человечество волнуют проблемы формирования ценностного пространства моральных и нравственных устоев общества. Моральные нормы могут быть интерпретированы и конструктивно, и деструктивно, как это делают идеологи экстремизма.

Экстремизм ориентирован на достижение частных целей за счет захвата заложников либо угрозы физического уничтожения значительного количества невинных людей, которые не являются заложниками в прямом смысле слова, однако потенциально могут стать таковыми. Мотивами экстремистов могут быть религиозные догмы, революционные идеи, психиатрические проблемы и т.п. В современном обществе к экстремизму можно отнести не только вооруженные нападения и захваты заложников, но и другие, более мягкие его проявления: экономический, политический, идеологический, духовный и психологический экстремизм.

Рейтинг
(1 голос)

Республика Дагестан, являясь ключевым субъектом на Юге России, привлекает интересы многих специальных служб различных государств и рассматривается многими из них как возможный плацдарм для утверждения своего духовного и политического влияния на Северном Кавказе и в других мусульманских регионах России. С этой целью представители международных преступных группировок под видом миссионерства способствовали распространению в Республике Дагестан политического и религиозного экстремизма. Благодатной почвой для распространения политического и религиозного экстремизма в Дагестане стал затянувшийся социально-экономический кризис в регионе.

Рейтинг
(0 голоса)

Интерес к проблеме становления гражданского общества в современную эпоху возрастает, что обусловлено целой совокупностью факторов, среди которых выделяются следующие: а) переход от индустриального к постиндустриальному обществу; б) интенсивное развитие разнообразных негосударственных общественных ассоциаций, гражданских институтов и движений; в) экономический кризис и неэффективность государственного регулирования общественной жизни; г) кризис авторитарных режимов и развитие оппозиционных движений в странах Восточной Европы; д) переход современного мира на новую цивилизационную ступень, предполагающую качественное изменение соотношения между гражданским обществом и государством в пользу первого [1]. Подобное многообразие факторов, стимулирующих развитие гражданского общества, с одной стороны порождает различные формы реального гражданского общества, а с другой — становится источником многообразия подходов к проблемам формирования гражданского общества.

Рейтинг
(1 голос)

Проявления религиозного экстремизма весьма и весьма разнообразны. Поэтому в науке постоянно предпринимаются попытки классификации такого многопланового явления, каким является религиозный экстремизм. На основе анализа литературы можно составить следующую классификацию религиозного экстремизма:

1. Антиконфессиональный. Направлен против представителей других религиозных направлений, в том числе входящих в одну религию (суннитские экстремистские группы, поддерживаемые Ираком, действующие против шиитского Ирана, или экстремистские еврейские организации, действующие в Палестине).

 

Рейтинг
(0 голоса)

Я не согласен с тем, что вы говорите, но пожертвую своей жизнью, защищая ваше право высказывать собственное мнение.

Вольтер

 

Современная эпоха характеризуется глобализационными процессами, которые «сжали» мир в единый социально-политический организм и поставили его существование в прямую зависимость от того, насколько успешно смогут ужиться сообщества, придерживающиеся различных, часто противоположных культурных, социальных, групповых, национальных интересов, норм и ценностей. Поиск базовых основ для взаимопонимания, диалога культур и статусов выдвигает сегодня на первый план проблему толерантности.

Рейтинг
(0 голоса)

В вопросе о трансформирующем воздействии процессов глобализации наиболее обсуждаемым является противоречивый и неоднозначный характер вызываемых ею последствий, воспринимаемых в большей степени как негативные и деструктивные. Неуверенность в будущем, опасения и тревоги, исходящие от глобализации, постепенно переросли в алармизм.

Рейтинг
(0 голоса)

В самом распространенном и общем понимании термин экстремизм, следуя дословному переводу (от латинского extremus — крайний), можно определить как «приверженность к крайним взглядам и действиям, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила» Несмотря на кажущуюся четкость и очевидную простоту содержания определения экстремизма, в политологическом дискурсе присутствует разное понимание данного явления. При этом важно отметить, что отсутствие единообразной позиции в определении экстремизма характерно, практически, для всего мирового экспертного сообщества. Со значительной долей условности экспертную среду можно поделить, исходя из критерия их оценки и подхода в понимании и определении такого сложного явления, как экстремизм, на две группы — «консерваторы» и «либералы».

Рейтинг
(0 голоса)

Политическая и социально-экономическая ситуация в России в первые годы XXI века в целом имела положительную динамику. Последствия распада СССР и шоковой терапии постепенно преодолевались, хотя по целому ряду жизненно важных показателей так и не был достигнут уровень 1990 г. Тем не менее социально-политическая обстановка на Северном Кавказе вновь демонстрирует признаки дестабилизации. Особенно настораживает тот факт, что резкое усиление экстремистской и террористической активности в 2008 г. не связано с чеченским конфликтом. Наоборот, в Чеченской республике в 2007 г. произошло снижение активности незаконных вооруженных формирований (правда, в 2008 г. по сравнению с 2007 г. и в Чечне наблюдается некоторый рост). Одновременно наблюдается расширение зоны действий терроризма, его распространения на сопредельные территории.